Руководитель НИиПИ Градплана, Карима Нигматуллина, выступила на конференции «Городское планирование: транспортный аспект. Российский и международный опыт» и поведала в цифрах о главной московской проблеме. Перенаселенность российской столицы из темы для легенд и злых шуток сегодня превратилась в своеобразный повод для гордости. По последним данным плотность населения в Москве достигла рекордных значений планетарного масштаба. Например, в Европе нам никто и в подметки не годится, так как в среднем в крупнейших городах западных соседей проживает в два раза меньше людей на квадратный километр, чем в Первопрестольной.
Чуть больше 12 миллионов человек в самой столице и еще 19 миллионов в непосредственной близости, в Московской области и на территории Новой Москвы – таковы данные последних подсчетов. Вся эта масса народа столь активно использует московский метрополитен, что последний по объему пассажироперевозок в год вышел на 3-е место в мире. Более сложная ситуация лишь в Токио и Сеуле, всего же под землей Москвы в год проезжает до 2,5 млрд. человек. А сами станции метро, точнее, их расположение, стали ключевым фактором при планировании дальнейшего развития города.
Несмотря на все нарекания, москвичи готовы пользоваться метро на постоянной основе, но лишь в тех случаях, когда путь до ближайшего спуска в подземку занимает менее 5 минут. Большие расстояния между станциями и особенности менталитета горожан гонят их к остановкам общественного транспорта. Как следствие – обилие автотранспорта и пробки на дорогах, от которых невозможно избавиться никакими методами. Тогда как на самом деле, как считает и. о. заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, проблема лишь в головах москвичей.
Количество горожан, передвигающихся по Москве пешком, невероятно мало и составляет считанные проценты. Для сравнения – в не менее густонаселенном Нью-Йорке таковых 21 %, а в Париже и вовсе почти половина. В большей части развитых стран считается нормой продолжительность пешей прогулки в 15 минут, и жители мегаполисов не сетуют, когда идут к станции метро несколько кварталов. Увеличение количества пешеходов и изменение отношения к транспортному вопросу – вот путь борьбы с перенаселенностью Москвы, но реализовать данную стратегию будет весьма непросто. Пока что в планах властей создание в 2013 году пешеходных зон в районах Большой Дмитровки и Никольской, плюс два пешеходных маршрута по Крымской набережной и от Площади Гагарина до Площади Победы.