Под коммерческой недвижимостью понимаются любые объекты (от строений до земельных участков), которые используются с целью получения коммерческой выгоды: то есть, прибыли. Такая недвижимость сулит наибольший прирост капитала даже для того, кто просто вкладывает в нее деньги, поэтому сделки, связанные с нею, всегда привлекают инвесторов. Классификация объектов коммерческой недвижимости очень широка. Перечислим только самые распространенные.
Торговый киоск — в подавляющем большинстве случаев лишенная изящества, но все-таки полноценная МАФ (малая архитектурная форма). Представляет собою будку, закрытую со всех сторон и снабженную стеклянным окном для демонстрации и продажи товара. Через киоски, или ларьки, могут продаваться печатные издания, бытовая химия, пищевые продукты и другие мелочи, необходимые каждому. Сегодня власти многих мегаполисов ведут открытую борьбу с этой формой коммерческой недвижимости как с уродующей лицо города. А владельцы киосков нередко вынуждены переносить свою собственность с центральных улиц на более глухие.
Под гаражом понимается место для парковки автомобиля, хотя нередко гаражи, особенно частные, используются как мини-мастерские для ремонта автомобильной и прочей техники. И все-таки гараж с явно коммерческой направленностью – это обычно объемный паркинг для хранения большого количества транспортных средств.
Офис — коммерческое помещение, предназначенное для работы служащих. Может состоять из одной небольшой комнатки на несколько рабочих мест или представлять собою огромный бизнес-центр с десятками и сотнями помещений, сдаваемых в аренду. На стоимость офисной коммерческой недвижимости влияет ее удаленность от делового центра города: чем ближе – тем дороже.
Склад — помещение, в котором хранятся какие-либо товары или изделия. Обычно располагается в максимальной близости от предприятий, где производится продукция, или от торговых точек, где эта продукция сбывается. Часто строится как здание с запором или же ангар. Для строительства склада могут использоваться любые материалы – от кирпича до профилированных листов.
Торговый павильон — здание одноэтажного типа, снабженное крышей. Напоминает крытый рынок, но в отличие от него все-таки обнесено стенами. Может использоваться для розничной продажи товаров или для оптовой торговли. Некоторые павильоны открываются для покупателей только в определенные периоды – например, по выходным или во время проведения ярмарок. Другие могут работать каждый день.
Торговый центр — объект намного более солидных размеров, состоящий из нескольких этажей и привлекательно оформленный. Этим видом коммерческой недвижимости может владеть один собственник или группа предприятий. Торговые центры сдают предпринимателям площади на правах аренды. Отличаются строгой локализацией товаров: продукты, одежда, парфюмерия и косметика, бытовая техника, аксессуары и многое другое продаются не вразброс, а с делением на зоны. Нередко при торговых центрах работают «свои» салоны красоты, тренажерные залы, кинотеатры, игровые комнаты, где можно занять детей, и многое другое.
Гостиница, или отель — заведение, в котором предлагаются номера в аренду. Состоит минимум из двух-трех комнат (в этом случае мы можем говорить о мини-гостинице, открытой на территории квартиры). Максимальное количество номеров практически не ограничено. Крупные фешенебельные отели предлагают не просто комнаты, где можно провести несколько дней, но и множество других удобств. На их площадях работают бассейны, сауны, кафе, рестораны, фитнес- и тренажерные залы, бары, бильярдные и прочие помещения для проведения досуга. Работа гостиниц невозможна без служебных помещений: кухни, прачечной и т.п.
Рестораны и кафе — коммерческие заведения, работающие в индустрии питания. Отличаются площадью, количеством предлагаемых блюд, ценами. В заведениях обоих типов пища может готовиться на заказ и развозиться на дом, поэтому при них часто работают службы доставки.
Магазины и супермаркеты — точки продажи разнообразных товаров. Если магазин может быть специализированным и продавать, скажем, только аксессуары для авто, в супермаркете представлен широчайший ассортимент товаров: от продуктов и бытовой химии до утвари, игрушек и свежей прессы. Заведения различаются площадью торговых залов: в первом случае она может быть небольшой, во втором – всегда обширна. Обычно отличаются и формы работы с покупателями. В магазине товары чаще показывает и реализует продавец (если только речь не идет о магазине самообслуживания), во втором покупатель сам выбирает, что ему нужно, а расплачивается на кассе, как в обычном универсаме.
Наконец, самая масштабная по объему разновидность коммерческой недвижимости — это коммерческие комплексы. Они могут иметь различную направленность: производственные выпускают продукцию, торговые продают конкретные товары. Спортивные заботятся о физической форме клиентов, оздоровительные проводят лечебные и косметические процедуры, курортные включают все для полноценного отдыха туристов. Коммерческие комплексы располагаются на очень большой территории. Они могут представлять собою одно здание или несколько расположенных неподалеку зданий.
См. также другие материалы
о коммерческой недвижимости: